суббота, 9 февраля 2013 г.

Софизмы



Наверняка, каждый человек хоть раз в жизни слышал подобную фразу: «Дважды два равно пяти» или хотя бы: «Два равно трем». На самом деле, таких примеров можно привести очень много, но что все они обозначают? Кто их выдумал? Имеют ли они какое-нибудь логическое объяснение или же это лишь вымысел?
В отличие от непроизвольной логической ошибки — паралогизма,являющейся следствием невысокой логической культуры, софизм — это преднамеренное, но тщательно замаскированное нарушение требований логики.
 Софизм - (от греческого sophisma – уловка, ухищрение, выдумка, головоломка), умозаключение или рассуждение, обосновывающее какую-нибудь заведомую нелепость, абсурд или парадоксальное утверждение, противоречащее общепринятым представлениям. Каким бы ни был софизм, он всегда содержит одну или несколько замаскированных ошибок.
 
Что же такое математический софизм? Математический софизм - удивительное утверждение, в доказательстве которого кроются незаметные, а подчас и довольно тонкие ошибки. История математики полна неожиданных и интересных софизмов, разрешение которых порой служило толчком к новым открытиям. Математические софизмы приучают  внимательно и настороженно продвигаться вперед, тщательно следить за точностью формулировок, правильностью записи чертежей, за законностью математических операций. Очень часто понимание ошибок в софизме ведет к пониманию математики в целом, помогает развивать логику и навыки правильного мышления. Если нашел ошибку в софизме, значит, ты ее осознал, а осознание ошибки предупреждает от ее повторения в дальнейших математических рассуждениях. Софизмы не приносят пользы, если  их не понимать.

  1. «Один рубль не равен ста копейкам»
Известно, что любые два неравенства можно перемножать почленно, не нарушая при этом равенства, т.е.
        Если a=b, c=d, то ac=bd.
Применим это положение к двум очевидным равенствам
                                             1 р.=100 коп,  (1)
                                             10р.=10*100коп.(2)
перемножая эти равенства почленно, получим
                                             10 р.=100000 коп.     (3)
и, наконец, разделив последнее равенство на 10 получим, что
                                              1 р.=10 000 коп.
таким образом, один рубль не равен ста копейкам.
Где ошибка??


2. « Спичка вдвое длиннее телеграфного столба»

Пусть а дм- длина спички и b дм - длина столба. Разность между b и a обозначим через c .
Имеем b - a = c, b = a + c. Перемножаем два эти равенства по частям, находим: b2 - ab = ca + c2. Вычтем из обеих частей bc. Получим: b2- ab - bc = ca + c2 - bc, или b(b - a - c) = - c(b - a - c), откуда
b = - c, но c = b - a, поэтому b = a - b, или a = 2b.
Где ошибка??

  1. «Ахиллес никогда не догонит черепаху»
Древнегреческий философ Зенон доказывал, что Ахиллес, один из самых сильных и храбрых героев, осаждавших древнюю Трою, никогда не догонит черепаху, которая, как известно, отличается крайне медленной скоростью передвижения..
Вот примерная схема рассуждений Зенона. Предположим, что Ахиллес и черепаха начинают свое движение одновременно, и Ахиллес стремится догнать черепаху. Примем для определенности, что Ахиллес движется в 10 раз быстрее черепахи, и что их отделяют друг от друга 100 шагов.
Когда Ахиллес пробежит расстояние в 100 шагов, отделяющее его от того места, откуда начала двигаться черепаха, то в этом месте он туже ее не застанет, так как  она пройдет вперед расстояние в 10 шагов. Когда Ахиллес минует и эти 10 шагов, то и там черепахи уже не будет, поскольку она успеет перейти на 1 шаг вперед. Достигнув и этого места, Ахиллес опять не найдет там черепахи, потому что она успеет пройти расстояние, равное 1/10 шага, и снова окажется несколько впереди его. Это рассуждение можно продолжать до бесконечности, и придется признать, что быстроногий  Ахиллес никогда не догонит медленно ползающую черепаху.
Где ошибка??

Вам интересно?

 Тогда ознакомьтесь с книгами:
 
  1. А.Г. Мадера, Д.А. Мадера  «Математические софизмы»
Москва, «Просвещение», 2003 г.
  1. Ф.Ф. Нагибин, Е.С. Канин «Математическая шкатулка»
Москва, «Просвещение», 1988 г.

3 комментария:

  1. Очень интересно, Клавдия Муслимовна!
    Я тоже на уроках пользуюсь софизмами. Только лингвистическими! Спасибо за познавательный пост!

    ОтветитьУдалить
  2. Отличный пост, мне тоже очень нравятся различные математические игры.

    ОтветитьУдалить
  3. Большое спасибо.Отличный пост-четко, кратко, полезно!

    ОтветитьУдалить

LinkWithin

соответствующие Должности Плагин для WordPress, Blogger...